Ненадлежащая реклама — что это?

ненадлежащая реклама

Ненадлежащей рекламой именуют ту рекламную продукцию, которая нарушает права потребителей, вводит их в заблуждение по поводу продвигаемой продукции, порочит деловую репутацию конкурентов, принижает потребительские качества конкурентных товаров либо иным способом противоречит российскому законодательству.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации:


Законодательное регулирование

правовое регулирование

Рекламный рынок в России регулируется Федеральным законом №38-ФЗ «О рекламе».

В п. 4 ст. 3 закона утверждено, что запрещена реклама, не соответствующая российскому законодательству. В ст. 5 перечисляются разновидности ненадлежащей рекламы.

В ст. 38 отмечается, что лица или агенты, изготавливающие и распространяющие ненадлежащую рекламу, несут ответственность в рамках гражданского законодательства.

Лица и компании, пострадавшие от ненадлежащей рекламы, в соответствии со ст. 15 ГК РФ, вправе требовать возмещения убытков.

Дополнительные меры ответственности к рекламодателям также устанавливаются статьей 14.3 КоАП РФ.

Отдельные вопросы, касающиеся ненадлежащей рекламы, поднимаются в других нормативно-правовых актах. Среди них и постановление Пленума ВС РФ №58 от 08.10.2012, касающееся правоприменительной практики в подобных делах.

к содержанию ↑

Чем различаются добросовестная и недобросовестная реклама?


в чем отличия?

Главное различие добросовестной и недобросовестной рекламы состоит в ее законности.

Добросовестная реклама не противоречит отечественному законодательству, недобросовестная — наоборот, ограничена или запрещена к распространению.

Если подойти к рекламе не с точки зрения законодательства, а с позиций здравого смысла, то добросовестная реклама направлена на формирование положительного образа товара (услуги), заключающегося в раскрытии существующих достоинств.

Недобросовестная реклама, наоборот, пытается формировать положительный образ своего товара (услуги) за счет неверных или ложных установок, а также за счет формирования негативного имиджа конкурентных аналогов.

Проще говоря, недобросовестная реклама пытается возвысить свой товар (услугу), очерняя конкурентов, обманывая потребителей либо преступая закон.

к содержанию ↑

Понятие и виды ненадлежащей рекламы

определение и типы

Ненадлежащая означает запрещенная законом. Такой признается реклама, нарушающая требования к ее содержанию, либо к способам или месту ее размещения.

В ст. 5 закона «О рекламе» перечисляются разновидности ненадлежащей рекламы.

  • Недобросовестная реклама обладает признаками некорректных сравнений с другой продукцией, порочит репутацию каких-либо лиц или компаний, рекламирует ограниченный к распространению или запрещенный товар.
  • Недостоверная реклама заключает в себе недоказуемые или несоответствующие действительности сведения. Например, о преимуществах товара над аналогами, либо содержащая неверные сведения.
  • Разновидностью недостоверной является заведомо ложная реклама, умышленно искажающая факты.

  • Неэтичная реклама нарушает нормы морали, например, содержит обсценную лексику, некорректные сравнения на расовой, национальной, культурной почве и т. д.

понятие скрытого рекламного хода

Также к ненадлежащей обычно относят и скрытую рекламу, в которой положительный образ товара создается косвенным путем: через телепрограммы, продукцию кинематографа, музыкальные произведения и т. д.

В этом случае положительный образ создается скрыто, то есть реклама интегрируется в соответствующую продукцию незаметно для потребителя.

Еще один пример ненадлежащей рекламы — рекламная мимикрия, когда рекламодатель использует клонированные слоганы, образы, сюжеты, сценарии другого рекламного ролика. Благодаря накопленному эффекту источника рекламы повышается узнаваемость и успех рекламируемого продукта.

Разновидностью рекламной мимикрии является зонтичная реклама.

В этом случае происходит использование и рекламирование одноименных брендов: одного, разрешенного к рекламе, например, питьевой воды, и другого — запрещенного, например, алкогольной продукции.

к содержанию ↑

Ненадлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции


разновидность недобросовестной конкуренции

Не каждая ненадлежащая реклама может быть признана фактом недобросовестной конкуренцией.

Реклама, содержащая признаки недобросовестной конкуренции, содержит 3 основных элемента:

  1. должна нарушать законодательство;
  2. ставит своей целью получить прибыль;
  3. наносит косвенный материальный ущерб конкурентам.

Именно последний критерий относит ненадлежащую рекламу к форме недобросовестной конкуренции. Подобная рекламная продукция содержит уничижительные сравнения с конкурентами, выгодно выставляя свои товары либо услуги на их фоне.

Тем самым наносится материальный ущерб конкурентам.

к содержанию ↑

Примеры в России

факты

Примеров недобросовестной отечественной рекламы очень много.

Борясь за клиентов, рекламодатели нередко выходят за рамки законодательства и изготавливают недобросовестную рекламную продукцию.

Ярким примером недобросовестной рекламы являлся известный слоган компании Газпром «Национальное достояние». По словам руководителя ФАС подобный слоган содержит недоказуемое заявление: «Достоянием могут быть люди, газ и так далее, а не компания».

После этого слоган был исключен из роликов компании.

Еще один пример — слоган канала Муз-ТВ «Муз-ТВ — главный музыкальный канал». Опять-таки, в этом утверждении звучат недоказуемые сведения.

Стандартным примером недобросовестной рекламы является случай, зафиксированный Амурским управлением ФАС РФ.

Местная фирма, занимавшаяся установкой пластиковых окон, выпустила рекламный продукт, в котором утверждалось, что «Эдик, купивший установку окна за 10,5 тыс. рублей — лопух», так как в этой фирме она обходилась дешевле.

ФАС признала, что подобный ролик является ненадлежащей рекламой, так как создается негативный образ всех потребителей, не обращавшихся в указанную фирму и установивших себе окна дороже.

случаи

Интересный случай двойной ненадлежащей рекламы связан с автомобильным бизнесом.

В преддверии выхода автомобиля Lada Vesta один из дилеров запустил рекламную кампанию со слоганом «Время расстаться с не «Вестой», на котором была изображена азиатская девушка с явной отсылкой к конкурентам новинки.

Дилер, продававший автомобили конкурирующих марок, в свою очередь выпустил рекламные щиты со слоганом «Наши НЕвесты не ломаются!».

Оба случая можно прямо отнести к примерам недобросовестной рекламы.

к содержанию ↑

Что делать и куда жаловаться?


Рекламный рынок в России регулируется Федеральной антимонопольной службой. Именно в региональное отделение ФАС необходимо подавать жалобу потребителям или компаниям, если они усматривают в какой-либо рекламной продукции признаки ненадлежащей рекламы.

куда обращаться?

Сообщение можно подать лично, посетив отделение ФАС, либо сделать это дистанционно — через интернет.

Формы для заполнения жалоб доступны на официальном сайте ФАС, а также на портале Госуслуги.

Также можно подать жалобу по электронной почте. Адрес E-mail — delo@fas.gov.ru

к содержанию ↑

Ответственность

Ответственность за ненадлежащую рекламу для нарушителей наступает в административном и гражданско-правовом порядке.

Выявленные ФАС нарушения согласно ст. 14.3 КОАП РФ могут привести к штрафу правонарушителя на сумму до 2,5 тыс. рублей для физлиц, до 20 тыс. рублей — для должностных лиц, до 500 тыс. рублей — для юридических.

Если ненадлежащая рекламная продукция нанесла материальный ущерб потребителю или конкурирующим компаниям, те могут обратиться в суд, так как согласно ст. 15 ГК РФ имеют право на возмещение прямых и косвенных убытков. Сумма возмещения зависит от размера нанесенного ущерба и определяется судом.

Понятие ненадлежащей рекламы раскрыто в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно!




Поделиться с друзьями:
Автор статьи - Колковский Юрий Сергеевич

Добавить комментарий