Права пассажиров РЖД, о которых не все знают

права пассажиров РЖД

Услугами РЖД пользуются миллионы жителей нашей страны.

Для обеспечения своего максимального комфорта во время путешествия и получения полного набора услуг гражданам необходимо знать основные права пассажиров РЖД, закрепленные в законодательных актах.


Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации:

Законодательство

законодательные нормы

Основные законодательные акты, которые регламентируют данную сферу:

  • Постановление №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…»;
  • Приказ №473 «Об утверждении Правил перевозок…».

В документах содержится полная информация о правах и обязанностях всех людей, отправляющихся в путешествие.

Полный перечень законодательных актов, определяющих дополнительные условия железнодорожного сообщения, приведен на сайте РЖД.

к содержанию ↑

Выбор категории вагона


За сутки можно поменять категорию вагона. Возможны два варианта решения вопроса:

  1. Выбор уровня выше. В этом случае клиент оплачивает разницу в стоимости;
  2. Человек, который уже совершает путешествие на дальнее расстояние, имеет право попросить о перемещении в вагон более высокой категории.

  3. Понижение уровня. В этой ситуации гражданину возвращается сумма, составляющая разницу в цене.

выбор комфортности

Обратиться к начальнику состава можно через проводника. При наличии свободных мест перемещение допускается.

При этом человек должен выплатить разницу в цене, оплатить процедуру переоформления.

к содержанию ↑

Транспортировка багажа

Каждому месту, приобретенному человеком, в том числе отдельному месту на ребенка, соответствует три места багажа. При этом существуют определенные требования к техническим характеристикам багажа:

  • размер – до 180 см;
  • вес единицы — до 75 кг;
  • общий вес — до 200 кг.

Вещи, которые могут быть повреждены во время путешествия, должны быть упакованы надлежащим образом. На багаж подобного типа необходимо наносить специальную отметку. К таким вещам, например, относятся: техника, электроприборы, стекло.

Запрещено перевозить предметы, которые могут нанести вред другим гражданам, их багажу, обслуживающему персоналу состава (оружие, взрывчатые вещества, огнеопасные вещества).

к содержанию ↑

Проезд детей


перевозка детей

Стоимость, правила перевозки детей зависят от их возраста:

  1. до 5 лет – бесплатно при размещении вместе со взрослым на одном посадочном месте;
  2. до 5 лет – платно по существующим тарифам при размещении на отдельном месте;
  3. от 5 до 10 лет – платно по существующим льготным тарифам;
  4. после 10 лет – платно по взрослому билету;
  5. от 7 лет – платно по взрослому билету (пригородное сообщение).

Дата определения возраста – день поездки. То есть, если ребенку во время приобретения родителями билетов еще не исполнилось 5 лет, но на дату выезда ему 5 лет будет, необходимо приобретать для него отдельный проездной документ.

Дети до 10 лет могут следовать только в сопровождении взрослых. Исключение – проезд учащихся до своей образовательной организации.

к содержанию ↑

Перемещение с животными

посадка с животными

Граждане могут провозить с собой на посадочном месте максимум двух животных. При этом речь идет о мелких комнатных питомцах, собаках и птицах.

За транспортировку домашнего животного может взиматься дополнительная плата.

В некоторых случаях может потребоваться выкуп всего купе.

Хозяева животных несут персональную ответственность за соблюдение санитарных норм в вагоне. Крупные собаки могут находиться только в купе. Необходимо использовать намордник, поводок.

При этом на сопровождающих, накладывается обязанность по выкупу всех мест в купе. К крупным относятся собаки, которых невозможно поместить в переноску с параметрами по трем измерениям свыше 180 см в сумме.

Не разрешена транспортировка опасных животных. Предъявление ветеринарных документов не требуется.

к содержанию ↑

Поездка на верхних полках


По закону граждане, купившие билеты на верхние места, имеют право располагаться только на этих местах.

Причем это касается не только непосредственно пребывания на верхней полке самого человека, но и размещения его багажа, ручной клади, еды.

верхние места

Право использования багажных отделений под нижними полками и столика принадлежит исключительно обитателям нижних полок.

На практике подобное условие неактуально, поскольку обитатели нижних полок всегда соглашаются на предоставление своим соседям возможности разместить сумки в багажном отделении, посидеть на нижней полке и принять пищу за столом.

к содержанию ↑

Временная остановка

Любой человек, перемещающийся по маршруту дальнего следования, имеет право выйти по пути на какой-либо станции и прервать путешествие на срок до 10 суток.

При совершении временной остановки необходимо в течение 3 часов после прибытия на выбранную станцию подойти в местную кассу и предъявить билет.

Работник учреждения поставит определенную отметку, подтверждающую право гражданина на возобновление поездки (максимум – через 10 суток).

Без данной отметки билет не действителен, не может быть предъявлен для продолжения поездки.

При изменении условий передвижения (повышение категории вагона, выбор более дальней станции) гражданин оплачивает недостающие суммы, сбор за переоформление. Если выбор делается в пользу более дешевого вагона и более близкого пункта назначения, то разница в цене не возвращается.

Возобновление поездки возможно только у того же перевозчика, у которого был приобретен изначально билет.

к содержанию ↑

Досрочный выезд, опоздание

отбытие раньше срока

Владелец билета может выехать в место назначения досрочно, если имеются свободные места в отправляющемся ранее составе.

Для решения вопроса необходимо обратиться к работникам касс.

При незначительном опоздании гражданин может:

  • получить обратно денежные средства (вычитается стоимость плацкарты);
  • отправиться в путь на другом составе, оплатив плацкарту, но не оплачивая проездной билет.

Незначительным опозданием считается период менее 12 часов.

Если у человека есть документальное подтверждение уважительной причины (несчастный случай, болезнь), срок обращения увеличивается до 5 дней.

Если человек опоздал по причине нарушения сроков прибытия предыдущего состава, с которого совершалась пересадка, он имеет возможность полностью вернуть денежные средства или бесплатно пересесть на другой состав.

к содержанию ↑

Отмена, задержка

При отмене, задержке состава допускается:

  1. вернуть денежные средства;
  2. получить неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки (не учитываются ситуации, когда задержка состава произошла по независящим от работников обстоятельствам);
  3. обратиться в суд для возмещения причиненного ущерба (финансового, морального).
к содержанию ↑

Возврат

сдача

По личным обстоятельствам гражданин может принять решение о возврате приобретенного ранее билета.

Сумма получаемых назад денежных средств напрямую зависит от сроков осуществления этого возврата:

  • более 8 часов – вся сумма;
  • от 2 до 8 часов – полная стоимость билета, 50% за плацкарту;
  • до 2 часов – только стоимость билета.
к содержанию ↑

Утеря

При утере билета необходимо иметь возможность подтверждения сведений о его приобретении.

Гражданин должен подтвердить документально информацию о том, что он приобрел проездной билет (с уточнением номера вагона, места и т.д.).

Например, при покупке электронного билета после утери посадочного талона можно подтвердить свои права путем демонстрации электронного документа.

При наличии доказательств человек получает возможность восстановить утерянный билет. Никакая дополнительная оплата не взимается.

Подобные правила действуют исключительно в отношении клиентов поездов дальнего следования.

к содержанию ↑

Удаление

отказ в продолжении пути

Удалить человека можно при наличии некоторых оснований.

Отсутствие билета. Выявление факта безбилетного проезда позволяет сотрудникам состава принять решение о снятии нарушителя.

Совершение противозаконных действий, нарушение общественного порядка. В этом случае гражданин высаживается из поезда представителями правоохранительных органов. Стоимость билета ему не возвращается.

Наличие заболеваний. Если у гражданина обнаружены опасные для окружающих заболевания, либо возникает резкое ухудшение состояния здоровья, угрожающее его жизни, сотрудники состава могут принять решение о высадке.

Причем удалить его можно только на станциях населенных пунктов, имеющих медицинские учреждения.

Стоимость проездного билета (без учета цены плацкарта) возвращается больному с учетом оставшегося расстояния, которое он не проехал.

Гражданин может согласиться на продление своего права продолжить поездку по купленному билету с остановкой в промежуточном пункте. В билете ставится необходимая отметка.

к содержанию ↑

Бесплатное посещение туалета

Посетители железнодорожных вокзалов могут в течение суток (до отправки, после прибытия) посещать туалет бесплатно.

Отказ сотрудника вокзала от предоставления данной услуги является нарушением закона и прав пассажира. В этом случае следует обратиться в администрацию учреждения.

к содержанию ↑

Курение, употребление алкоголя

запрет на курение

Курение запрещено!

Допускается курение на платформах остановочных пунктов, но при этом расстояние от курильщика до здания местного вокзала должно быть свыше 15 метров.

Употребление алкогольных напитков в транспорте запрещено.

Допускается употребление некрепкого спиртного (до 16%) посетителями вагонов-ресторанов.

к содержанию ↑

Сервис

Граждане могут попросить:

  1. швейные принадлежности;
  2. посуду (стаканы, ложки);
  3. игры (шахматы, нарды, шашки);
  4. кипяток;
  5. аптечку;
  6. возможность зарядки электрических приборов.

Также проводники предоставляют услугу по постилке белья:

  • верхние полки купейных, мягких вагонов, вагонов СВ;
  • верхние полки фирменных транспортных средств;
  • особым категориям: пожилые, инвалиды, дети, беременные женщины.

Таким образом, все права и обязанности пассажиров определены законом. Знание своих прав и соблюдение необходимых условий поведения позволит получить удовольствие от путешествия.

Рекомендуем посмотреть видео о правах пассажиров РЖД:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно!


Поделиться с друзьями:
Автор статьи - Колковский Юрий Сергеевич

Читайте также:


Комментарии: